Рождение новой жизни - это не просто физиологический процесс. Это чудо, таинство или, как некоторые говорят, мистерия. Несмотря на развитие научных областей, занимающихся изучением внутриутробного развития человека, остаются вопросы, на которые невозможно дать однозначного научно-обоснованного ответа. Научные достижения в области акушерства и гинекологии снижают факторы риска для матери и ребёнка, позволяют на самых ранних этапах выявить нарушения и улучшить прогноз в терапии. Техническая оснащенность акушерских отделений всё возрастает, врач всё больше доверяет данным лабораторных и инструментальных исследований. С одной стороны это полезно и необходимо, а с другой стороны несет угрозу из-за того, что между врачом и пациенткой встаёт техническое устройство (инструмент, аппарат), и это плохо сказывается на отношениях врача и беременной. Человек — это не машина. Его душу не способен постичь ни один прибор. Его мнимо-точные данные, выраженные в числах и в графиках могут ввести врача в заблуждение, если он будет опираться только на показатели, не обратившись к собственной душе, игнорируя свои чувства, которые у него возникают при общении с будущей матерью. «Зорко одно лишь сердце» (А. Экзюпери), и об этом не стоит никогда забывать. А тот, кто этот факт игнорирует, предаёт одну из главных заповедей медицины, потому что лечит не врач, а мать-природа. Врач заботится («Medicus curat – natura sanat»). Никакая же забота невозможна без сердечного участия, любви, принятия и душевного резонанса.
Феномен жизни вообще, и человеческой жизни в частности, настолько сложен и многогранен, что размышления о нем вызывает чувство глубокого уважения, восхищения и трепета перед глубинной тайной бытия. Телесный уровень (физический) и духовный (психический) в нем связаны воедино и их невозможно отделить друг от друга. Новая жизнь зарождается в отношениях и представляет собой непрерывный процесс коммуникации, начиная со слияния двух клеток матери и отца и продолжаясь на всех этапах жизни.
Есть данные, что характер отношений между мужчиной и женщиной, а также между женщиной и внешней средой, в которой она живет, является тем значимым контекстом, влияющим на судьбу ребенка и его развитие даже еще до зачатия. Любой опыт (как бы мы его субъективно не оценивали) оставляет след на дальнейшем развитии ребенка. Это один из центральных тезисов пренатальной психологии. Следовательно, осознанное и чуткое отношение к женщине и растущей в ее чреве жизни имеет очень важное значение для здоровья малыша.
Рождение ребенка — это не личное дело отдельно взятой супружеской пары. Общество в целом играет в этом процессе важную роль. Не только врачи и акушерки, но и каждый из нас своим отношением к беременной женщине и к ее ребенку, формирует контекст или атмосферу, в которой этот еще совсем маленький и зависимый, но одновременно уже со своими уникальными чертами человек растет и развивается, формируя свой опыт.
Чуть более 30-ти лет назад Дэвид Баркер в Англии и позднее Питер Натаниельш в США в результате своих исследований обнаружили, что период беременности, родов и раннего детства является решающим временем относительно того, будет ли человек на протяжении жизни скорее здоровым или склонным к болезням. На этом этапе жизни закладываются его будущие болезни, а также характер протекания старения и смерти. Этот феномен был назван фетальным программированием.
Уже более 100 лет пренатальная психология исследует влияние внутриутробного развития на психическое здоровье человека: испытывает ли он удовлетворенность и способен ли противостоять жизненным трудностям, или же он тревожен, раним и склонен к депрессивному настроению. Опыт, полученный нами в "доречевом пространстве" (во время беременности, родов и в раннем детстве) влияет на формирование нашего поведения, восприятие жизни, характер отношений с другими. Пренатальная психология показывает, как самый ранний опыт может влиять на способность человека реагировать в конфликтных ситуациях. И такой ход мысли ведет еще дальше, чем психоанализ З. Фрейда, в область внутриутробного развития.
Каждый день и каждую минуту в вашем городе и в вашей стране на свет появляются тысячи детей, мальчиков и девочек. Через год они сделают свои первые шаги, через 7 лет пойдут в школу, через 18 лет или даже раньше многие из них начнут работать. Кто-то станет водителем автобуса, кто-то учителем или воспитателем, кто-то врачом и т.д. Разве для вас не имеет значение, кто это будут за люди? Каждый из нас, живя в обществе, вносит в него свой вклад не как представитель какой-то профессии, а просто как человек со всей уникальностью его жизненного опыта, его личностных свойств и его потенциала. Говоря сегодня об общественном и государственном благополучии и процветании, важно, как это доказал в своих трудах нобелевский лауреат Джеймс Хекман, заботиться о молодых семьях и их будущих детях. Это ранняя профилактика болезней и выгодный вклад в процветание экономики страны.
Что значит, создавать благоприятные условия для молодых семей и беременных женщин? В первую очередь - это взращивание культуры бережного и осознанного отношения к жизни, проявляющееся в признании того, что ребенок воспринимает, ощущает, чувствует и запоминает с самого начала, а именно с момента зачатия. Осознание того факта, что каждый из нас начал свою жизнь на 9 (или в некоторых случаях меньше) месяцев раньше той даты, которая записана в свидетельстве о его рождении, а значит, получал опыт и жил в своем сокрытом от посторонних взоров внутриутробном мире, но был связан с внешним миром через свою мать, и взаимодействовал с ним через нее, может в значительной степени дополнить или даже изменить представление о себе и своей жизни.
Лев Николаевич Толстой, в 1878 году задавался вопросами, размышляя о своей жизни: "Когда же я начался? Когда начал жить?". И отвечал: "Разве я не жил тогда, эти первые года, когда учился смотреть, слушать, понимать, говорить, спал, сосал грудь и целовал грудь, и смеялся, и радовал мою мать? Я жил, и блаженно жил." Тогда, в конце 19 века, он был одним из немногих, кто размышлял о своем раннем опыте. Сегодня мы стали более открытыми к темам, связанным с беременностью, родами и ранним детством, благодаря просвещению, научным открытиям и развитию психологии. Но мы лишь приоткрыли занавес, скрывающий забытое и хранимое в подсознании, а многие все еще боятся туда заглянуть.
Лев Николаевич в своих размышлениях писал: "От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина." Не указывает ли это его убеждение на ту огромную дистанцию и трудность понимания душевного мира ребенка, не говоря уже об эмбрионе, существовавшую в те времена, и являющуюся таковой для некоторых людей и в современном мире? Эта пучина, разделяющая меня взрослого от меня новорожденного или эмбриона. Есть ли она вообще? Не является ли она лишь проявлением механизма психологической защиты от сильных эмоциональных переживаний из прошлого? И если это так, может быть этой пучины не существует? И каждый из нас на протяжении всей своей жизни накапливает опыт, изменяется физически, психологически и духовно, но в сущности своей всегда остается тем, кто однажды пришел в этот мир не только форме своего физического тела, но как уникальная человеческая душа?
Накопленные пренатальной и перинатальной психологией знание и практический опыт показывают, что в беременности, родах и раннем детстве заключен огромный потенциал для каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом. Принятие этого опыта духовно обогащает человека, расширяет его понимание себя и других и позволяет ему почувствовать жизнь в новом качестве.